(англ. перевод): http://www.thing.de/delektro/www-eng/kw11-76.html
Rock&Folk: Зачем вы ездили этим летом в США, в Лос-Анджелес?
Ральф Хюттер: Мы делали там в студии “Record Plant” сведение альбома. Но прежде всего
мы отправились туда потому, что наш альбом вызывает ассоциации с европейской
культурой, духовно он связан с Европой, а когда в 75-м мы побывали в Америке,
то открыли для себя ещё один, новый тип самосознания. Все спрашивали у нас, как
живут люди в Германии, в Париже. Людям было интересно, какая у нас там сейчас
культура. Они говорили нам, что наша музыка не похожа на рок-н-ролл. Так что
благодаря этим путешествиям за океан мы открыли нашу европейскую культурную
идентичность.
Rock&Folk: На концертах вы играли две новые песни, в которых упоминается Европа: “Europe Endless” и “Trans-Europe Express”. Значит, вы действительно твёрдо верите в существование этого
европейского самосознания? Вы, что, больше не немцы?
Ральф Хюттер: Дело не в чувстве национальной
принадлежности. Наш культурный опыт – это культура Рейнской области. Нас
поразило, что, хотя в Европе есть музеи и богатейшая история, в Штатах все
гораздо больше показывают свои культурные корни, чем у нас. В Штатах повсюду
одни только жилые «кварталы», поэтому происхождение людей выявляется на психологическом
и личностном уровнях…
Флориан Шнайдер: Когда работаешь в американской
студии, то, глядя со стороны, начинаешь ясно это понимать.
Ральф Хюттер: Молодые ребята в Германии делают
американскую музыку, а мы, в Голливуде, делаем германскую музыку…
Флориан Шнайдер: Когда я услышал американских
музыкантов, конечно, это совершенно не походило на то, что делают эти молодые
немцы, которые считают, что играют «по-американски».
Rock&Folk: Не кажется ли вам, что вы находитесь немного в том же положении, что и
Фриц Ланг, который в Голливуде снимал в «американском» жанре (триллера) фильмы,
связанные с культурой немецкого экспрессионизма?
Ральф Хюттер: Да, в чём-то это так. Со стороны
всё видится лучше. Чтобы что-то осознать, ты должен выйти за рамки и посмотреть
со стороны. Нам надо было выйти за собственные рамки, за рамки нашего
существования, ограниченного турами по Германии, отступить назад и посмотреть
на нашу культуру с расстояния.
Rock&Folk: Это новое осознание как-то объясняет ваш сегодняшний успех?
Ральф Хюттер: Рационально я это объяснить не
могу. Потому что, например, во Франции люди покупают наши пластинки, но на наши
концерты приходят в гораздо меньших количествах.
Rock&Folk: И чем вы объясняете это расхождение между альбомами и концертами?
Ральф Хюттер: Альбом всегда начинается с какой-то
идеи. Например, “Radio-Activity” появился благодаря одной идее,
которая давно нас восхищала: радио, феномен радиоволн как таковой, передача
разных радиоактивных веществ. Нам всё это очень интересно, и задумка этого
альбома была у нас в голове, по меньшей мере, три года. Во время нашего первого
тура по США мы посетили все независимые радиостанции, потому что представляли
себе, что группа – это тоже как радиостанция… но в Германии из-за
государственной монополии на радиовещание невозможно сделать что-то подобное. Поэтому
наше уникальное средство – это выпуск альбомов, а концертами мы ещё больше
усиливаем эту «медиа»-пластинку. Но на наши концерты пока что приходит немного
народу: им трудно представить, что эту музыку играет настоящая группа и что её
можно воспроизвести на сцене. Они думают, что наши альбомы, – это результат
исключительно студийной работы… как,
например, «Сержант Пеппер» Beatles, песни с которого Beatles не могли воссоздать на сцене,
потому что знали только три аккорда.
Rock&Folk: Недоброжелатели сравнивали “Radio-Activity” и её успех с популярностью мелодии
“Pop Corn”…
Ральф Хюттер: “Pop Corn” – это просто «выкрутасы на
синтезаторах». В ней не было никакого глубокого смысла, тогда как в случае с “Radio-Activity” показать, что за ней скрывается, –
это наш и, может быть, даже ваш долг. Не сделать этот альбом мы не могли. А
потом мы пошли дальше. Он – этап нашей истории и свидетель этого времени.
Rock&Folk: По всей вероятности, эта пластинка потрясла таких людей, как Боуи и Игги
Поп…
Ральф Хюттер: Это естественно. Этот альбом
немного похож на фотографию, он как диафрагма в фотоаппарате, которая точно направляет
свет на интеллектуальную и музыкальную тему, которую никто пока не
рассматривал. В Германии мы всегда «фотографировали» англичан и американцев, и мы
должны были развернуть фотоаппарат и сфотографировать самих себя, открыть себя
масс-медиа, потому что послевоенное поколение немцев осталось в тени. У тех,
кто старше нас, кумирами были Элвис и Beatles… это неплохой выбор, но если мы
полностью забудем свою национальную идентичность, то скоро она станет «пустой»,
несостоятельной. Так, в Германии целое поколение людей, которым сейчас от
тридцати до пятидесяти, потеряли чувство национальной принадлежности, у них его
даже никогда не было.
Rock&Folk: И вы хотите помочь немецкой молодёжи обрести это самосознание?
Ральф Хюттер: Живая культура Центральной Европы
прервалась в 30-х, все интеллектуалы уехали в США или во Францию или же их
устранили. Мы на уровне духовной связи продолжаем развивать культуру 30-х с
того места, где она остановилась…
Флориан Шнайдер: Электронно-акустические инструменты
были разработаны в Европе, в Германии и Франции…
Rock&Folk: То есть вы создаёте связь с культурой прошлых десятилетий, но применяете
современные возможности и используете средства информации, как это делают
американцы…
Ральф Хюттер: Магнитофон тоже изобрели в Германии!
Но, конечно, мы не делаем культа из своей страны…
Rock&Folk: Некоторые считают, что ваша музыка примитивна, хотя музыкальные мысли, лежащие
в её основе, высокоинтеллектуальны.
Ральф Хюттер: Это правда, что написать что-то
настолько же простое, как “Autobahn”, – сложно. Сложно провести самую
короткую линию между двумя точками…
Флориан Шнайдер: Это как в науке: атомы, участвующие
в радиоактивности, – кажется, это так просто… когда их уже кто-то открыл!
Rock&Folk: Не потому ли, что вам нужна прямая связь со слушателям, вы выбрали для
себя мир рок-музыки и называете своим ориентиром The Beach Boys?
Ральф Хюттер: Да, в своих песнях они смогли
собрать максимум самых важных идей. Через сто лет, когда людям захочется
узнать, какой была Калифорния в 60-е, им просто надо будет послушать The Beach Boys.
Rock&Folk: Значит, точно так же, когда людям захочется узнать про Европу 76-го года,
они будут слушать Kraftwerk?
Ральф Хюттер: Надеюсь, что да. Если наши системы
связи будут очень хорошо развиты…
Rock&Folk: В каком направлении вы движетесь сейчас? К ещё большей
«роботизированности»?
Ральф Хюттер: Мы будем расширять «киношную»
сторону нашей музыки. Когда работаешь с плёнками, они вращаются и становятся
медиафильмами, выходят за границы просто музыки. Это не значит, что мы будем
делать фильмы, – мы уже сняли один очень короткий фильм – скорее, мы будем
устраивать во время концертов электронно-музыкальный балет, в котором будем
сами играть роли, двигаясь, совершая телодвижения, совпадающие с определёнными
музыкальными вибрациями… для следующего тура у нас есть несколько новых идей,
над которыми мы будем работать. У нас есть машины, которые помогают нам
воплотить в жизнь наши идеи, и пока машины этим заняты, мы можем продвинуться
ещё дальше, перейти на новый этап.
Флориан Шнайдер: Другие немецкие группы с помощью
своих машин совершают путешествие в прошлое, тогда как мы, скорее, путешествуем
вперёд.
Rock&Folk: Если говорить о других немецких «космических» группах, может показаться,
что они не хотят воспринимать эти машины как они есть, и вместо этого
предлагают с их помощью погрузиться в медитацию. У вас же машины проявляют себя
во всей красе, они провокационны и агрессивны...
Ральф Хюттер: Это агрессия и агрессивная красота.
Флориан Шнайдер: У нас есть и мелодии, мы стараемся
создать контраст между двумя этими составляющими.
Ральф Хюттер: Мы сочиняем мелодии, когда что-то напеваем,
работая в студии, а ритм рождается из шумов этих машин.
Rock&Folk: То, что видят зрители на сцене, – не намеренная ли это отсылка к великому
немецкому экспрессионистскому кино, к фильмам вроде «Кабинета доктора Калигари»?
Ральф Хюттер: Да, мы действительно над этим
работали…
Флориан Шнайдер: Иногда происходящее на сцене мне не
нравится – всё так тяжело. Вокруг слишком много шума, но есть в этом и какое-то
садомазохистское очарование.
Ральф Хюттер: В электронной музыке, в противовес
тому, что о ней думают, психология играет самую важную роль.
Rock&Folk: Когда мы с вами вместе посетили выставку «Холостые машины»*, вас, кажется, привлекли все самые жуткие
машины…
Ральф Хюттер: Мы ведь сами тоже неженаты… (смеётся).
Rock&Folk: Расскажите о вашей встрече с Боуи и вашей совместной работе.
Ральф Хюттер: Мы бы уже поработали вместе, но в
связи с успехом нашего последнего альбома мы решили продлить тур до конца
октября, и наши совместные проекты пришлось отложить. Но особенно нас сближает
с Боуи и Игги схожесть на
психологическом уровне, некие общие тревоги. Кстати, на нашем новом альбоме мы
посвятили им песню (“T.E.E.”)… Они, как и мы, тоже очень любят
путешествовать поездами. Думаю, ни одна другая группа не смогла бы лучше, чем
мы, воссоздать мир железной дороги – эту металлическую музыку, металл по
металлу… Мы собираемся записываться вместе с Боуи. Довольно скоро он приедет
для этого в Дюссельдорф. Мы до сих пор не знаем, что мы будем делать вместе, прежде
всего просто встретимся…
Флориан Шнайдер: Нам всегда было интересно то, что
делает Боуи, особенно на его последних альбомах. Начав с хард-рока, он близко подошёл
к электрическому року, к электроакустической музыке, в то время как мы прошли
противоположный путь: от электроники до рока…Так что, подозреваю, то, что
случится, будет захватывающим.
Ральф Хюттер: Я думаю, эти два направления оба
ведут к созданию образа «синтетического человека». Мы увлеклись созданием этого
образа и хотели совершенствовать его самостоятельно, без помощи продюсера. Все,
кто работают в сфере шоу-бизнеса, ждут пока кто-то другой не придёт и не
создаст им их особый имидж, их своеобразность. Мы сказали себе: мы не хотим
ждать, мы откроем себя сами.
Флориан Шнайдер: Обычно где-то за спинами звёзд
всегда стоит какой-нибудь полковник Паркер…**
Rock&Folk: Но, наверное, аналоги того, что делаете вы, есть в живописи, кино и
других видах искусства?
Ральф Хюттер: Да, например, Эмиль, который
работает с нами, – ученик Йозефа Бойса, самого знаменитого немецкого мастера
визуальных искусств, одного из создателей объединения «Флюксус», участники
которого занимались художественными акциями и хэппенингами. Эмиль работает над
визуальной стороной наших концертов и пишет тексты к некоторым из наших песен.
В Германии почти пять лет существует обширное движение независимых кинорежиссёров, которые делают то же, что и
мы. Так, Фассбиндер использовал нашу музыку в своём новом фильме «Китайская
рулетка», и мы будем работать с ним и дальше. Немецкое кино специализируется на
создании «параноидального» настроения. Для всех молодых немецких режиссёров
снова характерен страх кинокамер…
Rock&Folk: Совсем как в экспрессионистских фильмах, где всегда присутствует
поэтическое видение окружающей действительности…
Ральф Хюттер: Да, именно так.
Rock&Folk: О чём “Europe Endless” – новая композиция, которую вы исполняете на концертах?
Ральф Хюттер: Мы проехали по всей Европе и,
особенно после того как побывали с концертами в Штатах, поняли, что Европа –
это, прежде всего, парки и старые отели… «бульвары и проспекты»… «настоящая
жизнь»… настоящая жизнь, только словно помещённая в мир почтовой открытки.
Когда возвращаешься из Штатов, Европа выглядит всего лишь как последовательность
открыток.
Rock&Folk: Во время вашей недавней поездки в Штаты вы побывали на чьих-нибудь
концертах? Вы видели, как играют The Beach Boys?
Ральф Хюттер: Да, мы были на их концерте на
большом стадионе. Это было потрясающе, мы словно заново родились. На их последнем
альбоме есть удивительная, за душу берущая песня – “Once in My Life”.*** Я хотел бы когда-нибудь в
жизни осмелиться сказать то, что говорит в этой песне Брайан Уилсон…
Rock&Folk: Откуда взялась ваша страсть к The Beach Boys?
Ральф Хюттер: От того, насколько умные мысли об
американской действительности можно услышать на их альбомах.
Флориан Шнайдер: Когда мы приехали в Калифорнию и в
Голливуд, мы смогли сказать себе: «Да, здесь всё именно так, как в песнях The Beach Boys».
Rock&Folk: Хотелось ли бы вам, чтобы о вашей музыке по отношению к Европе и,
особенно, Германии говорили то же самое?
Ральф Хюттер: Именно это сказал нам Боуи. Когда
он приехал в Дюссельдорф, он ехал по автостраде на «мерседесе» и слушал в
машине “Autobahn”… Он сказал
мне: «Всё именно так, в вашей «мелодии» всё это есть».
Rock&Folk: А что говорил Игги Поп?
Ральф Хюттер: Мы столкнулись с ним в лифте и
сразу же нашли общий язык. Мне всегда нравилось, что делают Stooges: они не боялись «дерзать». С
электроникой всё так же: можно прятаться за машинами, либо раскрывать себя.
Раскрывать себя можно по-разному. Может быть, Игги интересен нам ещё и потому,
что нам нравятся хэппенинги «Флюксуса». Я
участвовал в них, когда был студентом… «давай, действуй, детка!» Когда играешь на
электронных инструментах, остаешься на сцене один, совсем один, как Игги: у
тебя даже нет гитары, за которой можно спрятаться. Некоторые открытия,
касающиеся возможностей тела, которые даёт рок-музыка, соотносятся с важными и травмирующими
психологическими открытиями – можно сравнить их с прочтением книги, которая
меняет твоё прежнее представление о мире. После этого всё меняется…
Rock&Folk: Зачем вместо ударной установки вы используете эту странную систему?
Ральф Хюттер: Взять Игги Попа – он начинал как
барабанщик, но потом бросил барабаны и пошёл ещё дальше. Он стал петь. Когда
барабанщик играет на ударных, он прячется за «действием». У нас была цель
открыться, пойти дальше и начать создавать музыку для динамиков. С обычным
ударником мы не могли этого добиться. Мы много месяцев разрабатывали эту
систему вместе с двумя нашими ударниками, и она изменила их жизнь.
Rock&Folk: Какова роль этих двух ударников по отношению к вашему дуэту?
Ральф Хюттер: Они – часть Kraftwerk. Конечно, мы с Флорианом вместе
занимаемся музыкой уже десять лет и поэтому понимаем друг друга даже без слов,
телепатически, а они работают рядом с нами только три года, и лишь мало-помалу начинают
проникать во вселенную Kraftwerk. Мы бы не смогли исполнять свою
музыку с кем угодно. Важно уметь понимать друг друга, потому что юмор
электроники очевиден не для всех.
Rock&Folk: Приведите, пожалуйста, пример юмора электроники…
Ральф Хюттер: Ну, например, можно послушать “Autobahn”, а потом сесть в машину и выехать
на автостраду. И тогда вы заметите, что ваша машина, – это музыкальный инструмент.
Масса всего может вот так оказаться забавным… в электронике заключается
настоящая философия жизни.
Rock&Folk: Сюда же, вероятно, относится ваша
склонность к костюмам и обуви серого цвета?
Ральф Хюттер: Да, всё идёт от осознания этих
магнитофонов и телекамер, всех этих машин, рождённых электроникой.
Rock&Folk: Чем именно занимается Эмиль?
Ральф Хюттер: Он наш посредник. Он пишет тексты
песен, занимается освещением сцены.
Флориан Шнайдер: Когда я познакомился с Эмилем и он
показал мне свои комиксы, я подумал, что они выглядят как наша музыка.
Rock&Folk: Можете ли вы представить себе, что однажды расстанетесь?
Ральф Хюттер: Мы пытались, но ничего не вышло.
Наше взаимопонимание слишком сильно нас стимулирует: мы многое узнали благодаря
тому, что были вместе, и в одиночестве мы бы никогда не смогли достичь того,
что у нас есть сейчас. Это необходимая дуальность… клинг-кланг.
Rock&Folk: А что с новым альбомом?
Ральф Хюттер: Он выйдет в январе. Над ним ещё
много надо работать: у нас была возможность исполнить новые песни на концертах,
и поэтому мы знаем, что именно не очень получилось. С одной стороны, наша
музыка очень простая, она строится на основе какого-то начального сценария, но
в то же время она очень экспериментальна. Новые песни всегда рождаются из
старых, как новая ветвь на дереве вырастает из старой. В названии пластинки,
конечно, будет слово «Европа», а на конверте – коридор зеркал, в
которых будут отражаться наши изображения. К тому же, на альбоме есть песня,
которая называется “The Hall of Mirrors”, – это история о том, что мы
делали с самого начала, о нашем психологическом пути, она немного похожа на
обратную сторону декорации.
* «Холостые
машины» (франц.“Machines Célibataires”) – выставка, состоявшаяся в Париже в 1975-ом году. Фотография Хюттера и Шнайдера на этой выставке.
**
«Полковник» Том Паркер – менеджер Элвиса Пресли.
*** Точное название песни Beach Boys – “Just Once in My Life”.
Песня
о любви.
No comments:
Post a Comment