Саймон Рейнолдс
The Associates “Fourth Drawer Down”, “Sulk”, “DoubIe Нipness” (рецензия, 2000 г.)
Оригинал:
http://simonreynoldsfavesunfaves.blogspot.ru/search?updated-min=2008-01-01T00:00:00-08:00&updated-max=2008-12-16T19:01:00-08:00&max-results=14&start=2&by-date=false
(в рубрике “Reissues”).
Впервые
я услышал Associates тогда
же, когда впервые их увидел: на “Тор Of The Pops” в феврале 1982-го. Они исполняли
"Рartу
Fears Two", и
это выступление стало одним из четырех или пяти самых сильных потрясении от
поп-музыки в моей жизни. Беззаботный
горько-радостный фортепианный лейтмотив,
холодное пламя голоса Билли Маккензи, так до сих пор полностью не разгаданный
сюжет песни (может быть, ее слова туманно намекали на расставание с кем-тo?)… Но от чего я чуть
действительно не упал в обморок, так это от того, как Маккензи двигался (в
какой-то момент он, покачивая бедрами, отступил назад), от его невероятного
артистизма. Даже если бы он за всю свою жизнь не спел ни единого слова и не
записал ни одной пластинки, если бы вы просто увидели его на улице, идущего с
покупками из супермаркета, по исходящему от него сверхъестественному свечению
вы бы всё равно поняли, что перед вами звезда.
Это
выступление на “ТОТР” потрясло и поразило многих: на
следующей неделе “Раrtу
Fears Two” взлетела сразу на девятое место хит-парад, и с неё началось короткое
(продлившееся всего восемь месяцев) царство
Associates в ранге поп-сенсации. Карьера/катастрофа
Билли Маккензи заставляет серьёзно задуматься о том, почему прирожденные
звезды не могут стабильно работать, почему они калечат свою
гениальность и не полностью реализуют свой дар. Я не стану вдаваться в
размышления о биографии Маккензи и его очевидной склонности к саморазрушению,
но, говоря о нём, стоит рассмотреть и другую заслуживающую внимания загадку: как
в поп-группах зарождается «химия» между участниками, почему её так трудно
поддерживать или восстановить? Дело в том, что без своей второй половины, Алана
Рэнкина, Маккензи выпускал прекрасные, но, в конечном счете, невыдающиеся и
малозначительные работы, которые мы (то есть музыкальные критики) несоразмерно
расхваливали лишь потому, что так сильно любили этого парня. Еще больнее
осознавать, что и Рэнкин не записал ничего значительного без Билли. Даже
когда в 1993-м они ненадолго воссоединились, вновь разжечь прежний творческий
огонь дуэту не удалось, судя по разношёрстным, бесцветным “Autchterhouse Sеssions”, включённым на “Double Hipness”, – двойной альбом демозаписей,
ауттейков, альтернативных версий песен и другого «сырого» материала, который,
по большей части, только разрушает миф о них.
Для
слуха и взора поклонника феноменальность и уникальность, не похожесть ни на что
в прошлом или настоящем объекта его любви кажутся совершенно очевидными. Тем не
менее, задача критика заключается в том, чтобы (предположительно) не обращать
внимания на сиюминутные неисторические восторги «ОГО, КРУТО!», а вместо этого
заняться анализом: разложить объект на его составляющие, объяснить, откуда что
взялось. В то время мне это даже ни разу не пришло в голову, но сейчас
(обременённый знанием) я слышу, как основательно на манеру пения Маккензи и
некоторые элементы звучания Associates
повлиял Боуи. Билли, вполне возможно, единственный пример положительного
влияния Боуи в истории британской поп-музыки. Так, первым синглом Associates стала кавер-версия песни Боуи “Boys
Кеер Swinging”
(в варианте, включённом в “DoubIe Нipness”, она звучит странно сдержанно,
невычурно, почти как у U2 серьезно), а позже Билли спел взвинченный вариант
“Secret Life
Of Агabia”
(из “Heroes”) для альбома “Songs Оf Quality and Distinction” BEF.
Серия
удивительных ЕР, которые позже были объединены в сборник “Fourth Drawer Down” (переизданный сейчас с
добавлением нескольких дополнительных песен), пропитана неамериканским,
«Европа-бесконечным» настроением, характерным для «берлинской трилогии»
альбомов Боуи “Low”/“Heroes”/”Lodger”, что особенно заметно в размеренном маршевом ритме и строчках
вроде «Дюссельдорф – холодный город/пройди по яичной скорлупе в Мюнхене»
(“Dusseldorf’s
а cold place/walk
оп eggs in
Munich”) песни “White Саг In Germany”. Песня “Q Quarters”
своим осторожным ритмом, расстроенным
балалаечным риффом, звуками отдающихся эхом шагов и вязкой электроникой походит на даб об империи, как если бы Cabaret
Voltaire
перезаписали саундтрек к фильму «Третий человек». Фрагменты текста о «штатских
в одежде цвета асфальта» (“concrete civilians”)
и полная черного юмора ключевая строка – «мне кажется, что обмывать тела – бесперспективная работа» (“washing down bodies/seems to me а dead end job”), создают aтмocферy «холодной войны»: разделённые
на части города, депортации, тайные информаторы, двойные агенты. Что-то в духе
фильмов «Шпион, пришедший с холода» и «Досье “Ипкресс”» (Рэнкин и Макензи
сблизились на почве любви к cayндтрекам,
Кraftwerk и диско).
К другим шедеврам на “Fourth
Drawer Down” относятся песня “А Girl Named Property” (начиная с названия и во всем
остальном сделанная полностью в стиле Скотта Уокера), страстная “Kitchen Person” с быстрой партией ксилофона,
филигранно вычурная “Tell
Ме Easter’s Оп Friday” и напоминающая “I Am Тhе Walrus” дадаистская бecсмыслица
“Message Оblique
Speech”: «он пьёт
двойные грыжи/разговаривает деревянными табуретками» (“hе drinks double hernias/spits out wooden stools”).
Неамериканский
характер их музыки был основополагающим: эстетика Associates строилась на свойственных
английскому арт-року артистичности/андрогинности/аристократичности (извиняюсь
за избыточную аллитeрацию), на опероподобной манере пения в духе диско-див и
шике – то есть, на таких вещах, которые рок-н-ролльщики из американской
глубинки считали преступно немужественными и жеманным. Многие из любимых
участниками Associates групп
тоже ходили по пограничной между глэмом и диско территории: Sparks
переключились с безудержной гитарной истерии на мородеризированные электронные
пульсации, Roxy [Music]
упростили свой угловатый арт-рок до глaдкого, роскошно звучащего диско. Взять того же Боуи и упругий фанк его “Golden Years” и Neu-вый романтизм “Ashes
То Ashes”. Антироковые настроения – «Ритм вместо искусства, давайте танцевать»
– были, конечно, типичны для британских групп, балансировавших нa грани между
постпанком и «новым попом», соединявших тревожность с ироничностью. Но в
отличие от большей части музыки того периода с 1980-го по 82-й годы, которая
звучит сейчас устарело, несущественно, и может быть названа «клёвой» лишь чисто символически (например, “Lexicon
Of Love” – маловероятно, чтобы сейчас эта пластинка, провозглашённая в то время
едва ли не лучшим поп-альбомом всех времен, попала в список лучших двухсот
пластинок любого журнала), альбомы Associates до сих пор дразнят открывающимися
в них неиспользованными возможностями: в этом направлении должно было бы пойти
развитие поп-музыки.
“Sulk”
настолько отличный альбом, что это даже пугает. Записанный со множеством
наложений, сведенный с необычайной тщательностью, пересыпанный причудливыми
шумами, он спелый, сочится соком и источает головокружительный, дурманящий
аромат; вся сладость этой музыки перебродила и превратилась в вино. Так же, как
Ваnshees (которых
Билли обожал) и, позже, Принс, Associates почти
до предела наполнили поп-музыку всем безумием и звуконасыщенной роскошью
психоделии (действительно, Маккензи описывал звучание “Sulk” как «кислотная Аbbа», а Рэнкин назвал его «густым…
сочным»). После необычного для начала альбома инструментального трека “Аrrоgаnсе Gave Him Up”, по настоящему “Sulk” открывается невероятно
возвышенным великолепием песни “No” – страдальческой баллады с поднимающимся на
caмые высоты бэк-вокалом, который, словно зловещий туман, стелется по звуковым выступам. “Вар Dе La Вар” прихотливо украшена по-барочному избыточными эмоциями
и конструкциями в сопровождении отрывистого ритма хрустящих,
вспыхивающих, словно фейерверк, ударных Джона Мёрфи и горящих ледяным блеском
гитарных вертикалей Рэнкина. Про Associates забыли, в частности, то, насколько
фантастически изобретательно они использовали в своей музыке электрогитару, при
том что направленность «нового попа» была антироковой. Вдохновлённый
постблюзовым, неамериканским звучанием гитары Михаэля Ротера из Neu! и ярким,
божественно прекрасными великолепием работы Фриппа на “Неroes”, Рэнкин принадлежал к тому этапу
постпанковой эпохи, когда гитаристы (из групп Wire и Joy Division; Джон Маккей и Джон Макгиох из Вanshees, Эдж) играли с абсолютной
уверенностью в том, что с помощью этого инструмента можно исследовать новые
горизонты. Никто из них не мечтал слепо копировать манеру Stones.
Все
красоты “Sulk” нельзя перечислить – так их там много. Игривость, вкрадчивость и
нервная взволнованность “Skiррing”, тревожная напыщенность ”It’s Better This Way”, вступление к “Party Fears Two”, похожее на солнечные лучи,
проникающие сквозь облака, и небесные коридоры двухслойных вокальных
гармоний Маккензи в этой же песне, нордический шик “Club Соuntry” с её звенящей ритм-гитарой и дробным
слэповым басом; тексты Билли во всех песнях – абсурдные и высокопарные, но
абсолютно правильные: от «оторви
полоску от своего платья/оберни им мои руки» (“tеаг а strip from your dress/wrар my arms in it” (“No”) до «она [записка в земле] зарыта там, для будущих справок» (“it lies there canistered for future reference”) (“Nude Spoons”) и «даже в случайных словах нет
смысла, и они превращаются в акул» (“еven а slight remark makes no sense and turns to shark”) (“Party Fears
Тwо”). Трудно
поверить, что этот альбом, – лучший альбом своей эпохи – разошёлся в
количестве всего четверти миллиона экземпляров. В его переиздание также включены прекрасные би-сайды того же
периода вроде “Ulcragyceptimol”
и удивительно смелый кавер на песню Дайаны Росс “Love Hangover” с первой
стороны их двойного сингла “18 Carat Love Affair”, который стал их последним настоящим
хитом.
Лучшее
мы услышали, а как же обстоят дела с остальным? На первом диске “Double Hipness” собраны демоверсии песен, записанных
Маккензи и Рэнкином в самом начале их совместной работы под маркой
панк-кабаре-труппы Mental Torture, и разношёрстные ауттейки Associates. Ранние песни, записанные с наспех
собранной группой, в лучшем случае, пёстрые: от музыкальной шутки “Тhе Shadow Of My Lung” (кавер-пародия на песню “Shadow Of Your Smile” в стиле «Lurkers встречаются с Бакараком») и
звучащей почти как песня из фильма «Шоу ужасов Рокки Хоррора» “Not Tonight Jоsерhine” до спетой неприятно сладким голосом под аккомпанемент
сиплого саксофона песни-прототипа “18 Carat Love Аffair”, ужасающе напоминающей Darts
(наверное, они хотели сделать что-то похожее на рокабилли-версию песни “John, I’m Опlу Danсing”). Ранние записи самих Associates более интересны: “Janice (АКА Dеерlу Concerned)” – красивый набросок песни, в “Salinе Driрs” Рэнкин проявляет себя как
интересный гитарист, “Galaxy
Of Memories”
напоминает своей тягучестью и
запутанностью Young Marble
Giants, в “Mortice Lock” уже слышна будущая
взволнованная эмоциональность Associates,
а хрустящий кельтский мороз серебристой гитарной вязи на “Big Waltz (AКА Paper House)” – это чистый
Эдж. На втором диске собран куда менее ценный материал: симпатичные, но
совершенно излишние ранние версии песен “Sulk” и “Perhaps” и невыразительныe
результаты уже упомянутого краткого воссоединения пары Рэнкина и Маккензи в
93-м. Большая часть этих песен звучит словно Roxy [Music] на последнем издыхании или сольные
песни Ферри 80-х-90-х: Рэнкин выступает в роли дорoгостоящего сессионного
гитариста, а Maккензи
поёт с клишированно мелодраматическими интонациями. Тем не мeнee, загадочная “Edge Of Тhе World” могла бы стать их поздним шедевром,
как “Slave То Love” – для Ферри. А грязный глэм-роковый номер “Stephen, You’rе Really
Sоmething” – запоздавший ответ Билли на
песню-посвящение “William,
It Was Really Nothing” Моррисси, по крайней мepe,
вдохновляет на фантазии об альтернативной истории музыки: о такой параллельной
вселенной, где эти двое могли бы остаться «близки» достаточно долго, чтобы
успеть записать совместный сингл. Если бы они тогда ещё и выступили вместе на “Тор of The Pops”, от такой экстравагантной
яркости я бы, наверное, впал в кому.
Но
так как я (до сих пор) фанатичный поклонник всего, что связано с Аssociates, мне не особенно хочется слушать
первые нетвёрдые шаги группы по дopoгe к своим Божеcтвенным Вершинам (то, что эти попытки
представляют «исторический интерес», по определению неприменимо к поп-музыке),
и уж тем более не хочется мне слушать их последние угасающие песни,
демонстрирующие прискорбно иссякшую силу. Я никогда в жизни не покупал бутлеги,
и поэтому не могу понять склада ума тех, кто наслаждается каждой нотой этих
вторичных материалов. “Sulk” и “Fourth Drawer Down” – это всё, что вам нужно.
Комментарии:
https://www.youtube.com/watch?v=XFaMEjwChII – кажется, то выступление на “Top of the Pops”, о
котором идёт речь в статье.
“Autchterhouse
Sеssions” – не знаю, что такое, в дискографии
группы такого названия, вроде бы, не числится. Может быть, имеются в виду “Peel Sessions”.
“«Европа-бесконечное» настроение” – отсылка к “Europe Endless”Kraftwerk.
“Lexicon
of Love” – альбом группы ABC.
The Lurkers –
английская панк-рок-группа конца 1970-х.
Берт Бакарак -- американский пианист и автор популярных песен.
Берт Бакарак -- американский пианист и автор популярных песен.
Darts – британская группа конца 1970-х-1980-х, занимавшаяся возрождением
ду-уопа и игравшая каверы.
От
себя: Мне нравится здесь, с какой любовью м-р Рейнолдс пишет о группе и их
песнях. Хотя это, фактически, рецензия, она больше похожа на эссе. Ещё очень
нравится, насколько синестетически он описывает звучание песен – так, что их
буквально можно потрогать.
No comments:
Post a Comment