Monday, June 12, 2017

Вентворт Миллер. "Duck's Back". Перевод

«С гуся вода»


13 декабря 2016 г.

Её трудно было не заметить. Возможно, в этом и заключался весь смысл.

Косички на голове и размахивающие во все стороны руки. Яркий топ без бретелек и мини-юбка. На роликовых коньках.

Кажется, ей доставляло удовольствие наматывать круги по перекрёстку в час пик. Позировать и импровизировать в танце. Разговаривать самой с собой. Уворачиваться от машин и направлять движение транспорта. (И пешеходов.)  

У меня возникло ощущение, что она занимается этим уже давно. Что это её любимое дело. (И её перекрёсток.)

Сидя в своей машине, остановившейся на красный свет, наблюдая за перемещениями этой девушки, я кое о чём подумал. Во-первых, о том, что местные жители, вероятно, знают её. «О да, – говорят они, кивая головами, – та самая». 

Второй мыслью – больше похожей на внутренний приказ – было поместить её в папку с ярлыком «Проблемы с психикой (серьёзные)». В одном ряду с «Мужчинами, которые орут на перекрёстках (разные)».

Было ли это здорово с моей стороны? Доброжелательно? Справедливо?

Нет.

Но я это делаю. Если честно.

Я раздаю людям характеристики. Раскладываю их по категориям. Вроде «нормальные» или, наоборот, «ненормальные».

Это старая привычка. Автоматическая. И она меня защищает.

Я «цветной», у меня нестандартная сексуальность и я не понаслышке знаком с психическими проблемами. У меня самого тоже были времена косичек на голове и размахивающих во все стороны рук (образно выражаясь). И когда я иду по жизни, мне бывает полезно Глядеть В Оба. Замечать, Кто Здесь.

Промотать вперёд на месяц.

Я был рядом с тем же перекрёстком, в этот раз шёл пешком, собираясь зайти в магазин. Я подходил к двери, и тут появилась она, молнией пролетев передо мной, отрезая мне путь, закрывая мне вход. 

Тот же наряд. Всё так же на роликах. Поэтому она оказалась ростом с меня (или выше).

Удивившись, я отступил. И остановился. Не был уверен, какой дальше сценарий.

Она театрально вздохнула, переводя взгляд с меня на дверь и затем снова на меня. Потом она прищурила глаза. Назвала меня невоспитанным. Спросила меня, почему я не придерживаю для неё дверь. Прежде чем я мог ответить, она открыла её сама и прокатила внутрь, а я остался стоять на тротуаре. В смущении.

Всё это было странно. Совершенно случайное происшествие.

И не великой важности.

Потому что я уже отнёс её в категорию «Проблемы с психикой (серьёзные)».

Что бы она ни сказала мне, обо мне и в присутствии меня, понималось бы и было понято с такой точки зрения. И не принималось бы близко к сердцу. Не было принято близко к сердцу.

Я уже присвоил этому человеку некое значение, был подготовлен к тому, чтобы проинтерпретировать этот необычный момент как что-то, что относится именно к ней. Не ко мне. Как только она повернулась в мою сторону, я понял, что стану просто экраном, на который она спроецирует… что бы внутри неё ни нуждалось в проецировании. Я был готов дать ей такое безоценочное понимание, которое я не даю всем остальным. Гибкое. Нейтральное. Объективное. Такое, которое позволило бы ей быть именно той, какая она есть, и такой, какой она была в тот момент, а мне после нашего контакта остаться всего лишь с интересной историей, которой можно поделиться. Не рассерженным, не обиженным. Не потрясённым и не в замешательстве.

Как с гуся вода.

А что если я, скажем, собрался зайти в магазин, и впереди меня проходит какой-то мужчина, отрезая мне путь, закрывая мне вход. Он хорошо одет и ухожен, у него модная бородка. Открывая дверь, он бросает взгляд в мою сторону, шипит сквозь зубы: «Педик». Потом заходит внутрь.

Перемотать назад.

Вот я, например, собрался зайти в магазин, и какой-то другой мужчина отрезает мне путь, закрывая мне вход. Он немыт и нечёсан. На нём 10 слоёв одежды. «Рвёт» и «мечет» ни в чей конкретно адрес. Открывая дверь, он бросает взгляд в мою сторону, выкрикивает: «Педик!» Потом заходит внутрь. 

Бросаюсь ли я за ним вдогонку, хватаю ли его за грудки? Требую ли объяснений?

Конечно. Я мог бы. Но я не стал бы.

Потому что хотя то, что он сказал, было сказано мне (кажется) и про меня (кажется), имело отношение к моей идентичности (технически), я бы знал, что на самом деле оно относилось к нему. Не ко мне. 

Или, скорее, я бы заранее решил, что оно относится к нему.

Потому что проекция – это двусторонний процесс.

В миг, когда бы я увидел 10 Слоёв Одежды, я бы присвоил ему некое значение – «Проблемы с психикой (серьёзные)» – а потом занял бы такую позицию: что бы он ни говорил дальше, я – это просто экран, на который он проецирует… что бы внутри него ни нуждалось в проецировании. Дал бы ему то же самое безоценочное понимание, которое я дал Роликовым Конькам. Гибкое. Нейтральное. Объективное.

Вернёмся к Бородке.

Разница между ним и 10 Слоями Одежды – в самопрезентации. Как он смотрит/идёт/говорит. Его общей волне («Нормальный»). Впрочем, насколько я могу судить, Бородку тоже можно было бы поместить в папку «Проблемы с психикой (серьёзные)». Совсем рядом с Роликовыми Коньками. Насколько я могу судить, бросаться на людей со словами на букву «п» – это его вариант косичек на голове и размахивающих во все стороны рук. Кто знает?

Размышляя дальше в подобном ключе, я, понятное дело, мог бы дать ему такое же безоценочное понимание. (Гибкое. Нейтральное. Объективное.) В таком случае обронённое им «педик» не уязвило бы меня и не спровоцировало бы конфликт – вместо этого я бы спокойно пронаблюдал как брошенная им словесная граната плавно летит вверх и в моём направлении, описывает дугу в воздухе… и, не долетев, падает и, подпрыгивая, откатывается в сторону, с безобидным пшиком детонируя где-то за кадром. После нашего контакта я мог бы остаться всего лишь с интересной историей, которой можно поделиться. Не рассерженным, не обиженным. Не потрясённым и не в замешательстве. «Гусь», «вода» и так далее.   

Легче сказать, чем сделать.

Да. Конечно. Я, предположительно, мог бы присвоить любому человеку – ну вообще любому – одно и то же значение. Я мог бы поместить всех в папку с ярлыком «Проблемы с психикой (серьёзные)» и никогда больше не принимать ничего близко к сердцу. Ну вообще никогда. Идти по жизни с пониманием того, что то, что говорят и делают другие, – мне, обо мне, в присутствии меня – относится к ним самим. Не ко мне. При столкновении с набором «-измов» и «-обий» очередного человека, как бы ни проявлялся его персонализированный или «нормализованный» вариант косичек на голове и размахивающих во все стороны рук, я мог бы занять такую позицию: «Я не знаю о вашей истории или о том, что привело вас сюда. Я сделаю то, что нужно, чтобы обезопасить себя, – телесно, умственно, духовно – при этом осознавая, что это именно у вас кризисная ситуация. Не у меня. Я изо всех сил постараюсь дать вам такое безоценочное понимание, которое будет эмоционально отстранённым, но всё-таки присутствующим. Даже сопереживающим. Если я почувствую что это правильно и/или подходяще. И не идёт в ущерб мне самому».   

Легче сказать, чем сделать.

У меня за плечами больше 4 десятилетий жизненного опыта, противящегося этому. Больше 4 десятилетий категоризирования людей. 

«Хороший» или, наоборот, «нехороший».

«Нормальный» или, наоборот, «ненормальный».

«Принимать Близко К Сердцу» или «Не Принимать Близко к Сердцу».

Дело в том, что если ко мне подходит кто-то, кто выглядит/идёт/говорит определённым образом – таким образом, который культура и опыт научили меня определять как «хороший» и «нормальный», есть вероятность, что я буду принимать близко к сердцу что бы он ни сказал и ни сделал. И соответствующим образом реагировать.

Есть вероятность, что сначала я припишу ему значение «Принимать Близко К Сердцу», а потом, когда он окажется невежливым/грубым/агрессивным, попытаюсь отъехать назад к «Не Принимать Близко К Сердцу». Безуспешно. Потому что слишком поздно. Я задет. Потрясён и в замешательстве. Мне досадно, и я не могу выбросить его из головы.  

Дело усложняет то, что Принимать Близко К Сердцу – это часть моей профессиональной подготовки. Много лет на уроках актёрского мастерства я учился «раскрываться» и «отпускать самоконтроль», так что когда партнёр по снимаемой сцене говорит Эти Слова, которые должны вызвать Эту Реакцию, они попадают в цель. Задевают за живое. И со мной происходит что-то, что достойно съемки.

Я сделал свою кожу тонкой. Намеренно.

Эта выученная открытость не выключается в ту же секунду, когда режиссёр кричит «Стоп! Снято!» Мне кажется интересным, что некоторые неодобрительно цокают языками, когда какой-нибудь известный актёр начинает прилюдно сходить с ума. «Дра-ма!» Ну. Да. Именно поэтому они известны, и им больше не надо работать официантами и обслуживать столики. Лучшие актёры научились Принимать Это Близко К Сердцу (по моему мнению). Чем бы ни было это «Это». Они реагируют. Чувствуют. (Готовы встать на те ролики?) И мир – занятый Повзрослением и Держанием Себя В Руках – платит хорошие деньги, чтобы смотреть на них.  

Я веду свою страницу на «ФБ» больше 2 лет, размещая тщательно отобранные ссылки, видео и заметки примерно 5 дней в неделю. Все мои записи – личные (поэтому я их и публикую). А потом незнакомые люди заходят на мою страницу и проецируют на неё… что бы им ни было нужно спроецировать. Значительная часть того, что они пишут, относится к ним самим и друг другу, но многие из комментариев пишутся для меня (кажется) и обо мне (кажется). Нет нужды говорить, что это был поучительный опыт.

Я заметил один повторяющийся шаблон поведения: что – если только я заранее осознанно не принимаю решение этого не делать – я автоматически приписываю значение «Принимать Близко К Сердцу» комментариям от людей, которых я никогда лично не встречал и никогда не встречу. Я позволяю незнакомцам забраться ко мне под кожу.   

Пару раз меня это даже расстраивало.

Не так давно я опубликовал кое-что в ответ на кое-что, и один из комментариев к этой записи звучал так: «Почему тебе обязательно надо принимать всё так близко к сердцу?»

Потому что это моя персональная страница.

Шучу (вроде бы).

Правда в том, что я действительно принимал некоторые комментарии близко к сердцу. И (кто-то мог бы сказать, что) это было глупо. Поскольку я не имею понятия, кто пишет комментарии. (Роликовые Коньки? Это ты?)

«Почему тебе обязательно надо принимать всё так близко к сердцу?»       

Сначала это прозвучало как упрёк. Вроде того что, как взрослый человек или мужчина или знаменитость (или все трое), я должен быть Выше Этого. Не Позволять Этому Задевать Меня. Поступать Благородно. Подставлять Другую Щёку. 

Потом я напомнил себе, что не знаю человека, написавшего этот комментарий, лично. Его историю или происхождение. Что привело его сюда (на мою страницу).

Насколько я могу судить, этот комментарий мог быть оставлен каким-нибудь парнишкой, которого притесняют в школе, который наконец-то собрался с духом и попросил помощи у учителя/психолога/родителя – а в ответ на него только шикнули, махнули рукой и отказали в содействии, сказав: «Почему тебе обязательно надо принимать всё так близко к сердцу?»

И вот он на моей странице (потому что он видел меня по телевизору), задаёт вопрос, в ответе на который он по праву нуждается. Потому что он пытается спастись. Понять смысл мира, в котором нас постоянно стыдят за то, что мы проявляем чувствительность. За то, что мы Принимаем Близко К Сердцу.  

Вот что бы я сказал этому парнишке: я думаю, что быть чувствительным – это хорошо. Я думаю, что Принимать Близко К Сердцу – это хорошо. Именно это сделало меня тем человеком/актёром/писателем, которым я сейчас являюсь. 

Я бы ни на что это не променял.

Я бы сказал, что быть чувствительным – это то, что делает нас человечными. Что люди, которые Принимают Близко К Сердцу, меняют мир. Делают дело. Почему? Потому что мы принимаем это на свой счёт. Чем бы ни было это «Это».

Я бы также сказал, что, будучи чувствительным человеком, мне полезно продолжать проявлять чувствительность по отношению к другим людям. Тренироваться давать им некое безоценочное понимание. Как можно лучше анализировать, действительно ли то, что кто-то говорит мне, обо мне или в присутствии меня, относится к ним самим. А не ко мне.  

И соответствующим образом реагировать.

Похоже, что быть чувствительным – иногда это значит знать, когда мне не нужно Принимать Это Близко К Сердцу.

Похоже, что быть чувствительным – иногда это значит осознавать, что вне зависимости от того, как выглядит/идёт/говорит очередной встретившийся мне человек, вне зависимости от того, насколько хорошо он одет или ухожен, может очень легко оказаться, что в недрах шкафа у него дома завалялась пара роликовых коньков.  

Совсем как у меня.




Примечание: В абзаце, где идёт речь о «парнишке», в оригинале используется слово “kid”, которое может обозначать юного человека любого пола, соответственно, и в следующем абзаце в оригинале используется гендерно-нейтральное местоимение “they”. В переводе для удобства чтения используется местоимение мужского рода. То же самое касается абзаца, начинающегося со слов «ко мне подходит кто-то…»

No comments:

Post a Comment