Thursday, September 21, 2017

Вентворт Миллер. "Drive-thru". Перевод



«Автокафе»

 

2 октября 2014 г.


«Макдоналдс».


Уилльямс, Калифорния. 

23 декабря 2013 года. 

8:32 утра (приблизительно).

Я подъезжаю к автокафе, где нет никого, кроме гигантского белого «субурбана» передо мной, который, словно заходящая в порт яхта, приближается к интеркому. Когда его стекло опускается, я вижу в его боковом зеркале водителя. Мужчину, лысого, лет 35. 

Из динамика интеркома раздаётся треск, и работник «Макдоналдса» рекламирует то, что ей/ему велели в первую очередь предлагать покупателям. Учитывая время года, вероятно, это что-то праздничное. С высоким содержанием фруктозы. 

Стекло моей машины поднято, поэтому я не слышу, о чём они говорят, но я вижу, как двигаются губы мужчины и как его глаза изучают меню. Он отворачивается от интеркома, обращается к кому-то в «субурбане», спрашивая, что они хотят на завтрак. Вероятно. 

Тогда-то я и замечаю, сколько вместе с ним человек. В буквальном смысле целый вагон. Я вижу множество голов. Большинство из них – маленькие. У этого парня там четверо или пятеро детей. Как минимум. Плюс жена. И они все хотят завтракать. Никто из них, очевидно, ещё никогда не бывал в «Макдоналдсе», потому что мужчина за рулём зачитывает им всё чёртово меню. Каждое без исключения блюдо. Видимо. 

Из динамика интеркома снова раздаётся треск, и я бросаю взгляд на зеркало заднего вида, замечаю, что за мной ждут своей очереди два автомобиля; их выхлопные газы смешиваются с выхлопами моей машины, а время тянется.

Я снова смотрю на Папашу в «субурбане», молча желая, чтобы он поторопился. Он не торопится. Он улыбается, никуда не спешит, удостоверяясь, что правильно понял заказ всех пассажиров. 

В мыслях я представляю себе его голос. 

«Так… можно мне сэндвич с беконом, яйцом и сыром? Нет, погодите – у Лекси аллергия на сыр. Можно сэндвич с беконом и яйцом без сыра? Нет, погодите – можно вместо него МакМаффин? Можно МакМаффин с яйцом и котлетой? Без сыра. Лекси не ест сыр». (И МакДалее.) 

Я хочу купить всего лишь два больших кофе с четырьмя порциями сливок. 

К несчастью для меня, Папаше, маме, Лекси и её тридцати шести братьям и сёстрам требуется ещё несколько минут, чтобы решить, чего же им хочется. 

Я вздыхаю и смотрю налево, пытаясь отвлечься на картину за окном. Но ничего особенного там не видать. Одна лишь ровная сухая земля, простирающаяся до самого горизонта, унылый зимний пейзаж в серых, коричневых и бежевых тонах в этом «Пыльном котле, созданном Конгрессом» (если верить надписям на щитах, выстроившихся вдоль обочин шоссе 5). 

Я обращаю взгляд назад на «субурбан», пристально смотрю на Папашу (снова), чьё лицо всё ещё виднеется в боковом зеркале его машины. Он поглаживает подбородок, разглядывая меню (снова). Обдумывая Варианты Своего Выбора. Я и не знал, что люди до сих пор гладят себя по подбородку. 

Я гляжу в зеркало заднего вида своей машины, вижу, что за мной в очереди стоят уже три автомобиля. А вот едет и четвёртый. 

В моих мыслях разворачиваются несколько сценариев. 

1-й сценарий: я дважды дотрагиваюсь до гудка. Бип-бип. Вижу, как взгляд Папаши встречается с моим в боковом зеркале. Он хмурит брови. Я улыбаюсь. Пожимаю плечами. Будто хочу сказать: «Пожалуйста, не могли бы вы поторопиться?»

2-й сценарий: я резко жму на гудок. БЛАП. Вижу, как взгляд Папаши встречается с моим в боковом зеркале. Он хмурит брови. Я развожу руками. Пожимаю плечами. Будто хочу сказать: «Ой, я не хотел задеть гудок. Но коли уж вы на меня смотрите, не могли бы вы, пожалуйста, поторопиться?»

3-й сценарий: я резко жму на гудок. И удерживаю его. БЛААААААААПППППППП. Вижу, как взгляд Папаши встречается с моим в боковом зеркале. Он хмурит брови. Я продолжаю пристально смотреть на него. Будто хочу сказать: «Да. Ты меня слышал». Он высовывает голову из окна, оглядывается на меня. «Какие-то проблемы?» Может быть, он в самом деле открывает дверь, вылезает, идёт к моей машине, хочет выяснить, какая у меня проблема, лицом к лицу. (Этот сценарий может закончиться сценами жестокости. Кулачного боя. МакМиксом из ударов.)

4-й сценарий: на гудок жмёт кто-то из машины в очереди за мной. Бип-бип. Взгляд Папаши встречается с моим в боковом зеркале. Он хмурит брови. Я развожу руками. Пожимаю плечами. Будто хочу сказать: «Эй, приятель, это был не я. Но коли уж ты на нас смотришь…»  

Мои пальцы барабанят по рулю. 

Потом он наконец-то заканчивает делать заказ. Чудо из чудес. В ту же секунду, как «субурбан» двигается вперёд, я срываюсь с места вслед за ним, захватывая пространство, которое ещё так недавно занимал он. Если бы это место было сиденьем, оно было бы ещё тёплым. Сейчас оно моё. Полностью моё. Я опускаю стекло. Я задыхаюсь от нетерпения. Готов сделать заказ. 

«Здравствуйте, добро пожаловать в «Макдоналдс»! Не хотели бы вы попробовать наш новый…»

«Мне два больших стакана чёрного кофе с четырьмя порциями сливок». 

«Это всё?» 

«Да. Спасибо».

«С вас четы…» 

Я проезжаю мимо интеркома к первому окну – к окну, где платят за заказ. Или, по крайней мере, пытаюсь. Но там всё ещё стоит «субурбан». Прохлаждаясь. Конечно. Я не знаю, заплатил ли уже Папаша и ждёт сдачи или же он всё ещё роется в поисках точной суммы. 

Я устало поднимаю взгляд на верх его машины, замечаю на крыше багажник для перевозки груза. Чёрный. Объёмистый. Интересно, что там. Может быть, части тела. Или рождественские подарки. Части тела, завёрнутые в упаковку от рождественских подарков. Наверное, они едут в гости к бабушке. Или в загородный домик на каникулы. (Время уже пришло.) 

Боковым зрением я замечаю какое-то движение, вижу, как кассир «Макдоналдса» возвращает Папаше его кредитную карту и чек. Папаша что-то отвечает (спасибо?). Улыбается. Это парень, чёрт бы его побрал, весь такой улыбчивый. Тот ещё весельчак. Видимо. 

Папаша говорит кассиру что-то ещё (весёлого Рождества?). Потом, вместо того, чтобы ехать дальше и дать очереди продвинуться вперёд, вместо того, чтобы проявить хоть сколько-то понимания и уважения к тому, что он/они не одни в этом автокафе и/или мире, Папаша остаётся на месте. Я вижу, как он, смотря себе на колени, с чем-то возится. Может быть, со своей кредитной картой. Он кладёт её обратно в бумажник. А уж ЗАТЕМ он поедет дальше. 

Да боже мой. 

Кто-то из детей, должно быть, сказал что-то смешное, потому что сейчас Папаша смеётся – от всей души, запрокинув голову. В боковом зеркале мне видны его дёсны, небольшое темнеющее отверстие глотки в кольце мелких белых зубов. 

В моих мыслях снова проносится 1-й сценарий – тот, где я дважды жму на гудок. Бип-бип. Вижу, как взгляд Папаши встречается с моим в боковом зеркале, как он хмурит брови. Я улыбаюсь, пожимаю плечами. «Пожалуйста, не могли бы вы поторопиться?» Папаша бросает в мою сторону недовольный взгляд, но всё же снимается с места, позволяя мне заплатить за кофе в первом окне. Через минуту я уже снова на шоссе 5, держу в руках свой первый стакан кофе и слушаю какую-то музыку, а в моей голове звучит внутренний монолог относительно этой семьи в белом «субурбане», который быстро сменяется мыслями относительно меня. И обеда. И снова меня. 

Тем временем – всё ещё по 1-му сценарию – «субурбан» тоже снова выезжает обратно на дорогу, но теперь у Папаши испорчено настроение. Он всё ещё думает (мрачно размышляет) о том придурке, стоявшем за ним в очереди в «Макдоналдсе». Том самом, который захотел, чтобы он/они, чёрт бы его побрал, поторопились. Этот гудок прозвучал обидно. Как оскорбление. Папаша думает, что, может быть, ему всё-таки стоило выйти из машины и подойти к нему, лицом к лицу разобраться, какие у того парня проблемы. Да. Может, ему стоило так сделать. Папаша знает, что ему надо отпустить эту ситуацию, но не может; у него никогда не получалось легко относиться к жизни. Его пальцы барабанят по рулю. 

Жена Папаши сидит рядом с ним, напряжённая, глядя только вперёд; её голова вжимается в плечи. Атмосфера вокруг изменилась, и она знает это. Она уже слышала эту песню. Она бросает взгляд на мужа, оценивая положение дел, прощупывая почву, выжидая, что будет дальше. Но она уже догадывается. 

Лекси и её тридцать шесть братьев и сестёр сидят на заднем сиденье, больше не веселясь. Атмосфера вокруг изменилась, и они знают это. Они молча едят, стараясь не слишком громко шуршать обёртками от своих МакМаффинов с яйцом и котлетой. Безуспешно. 

Через час и 42 минуты один из них получит шлепок. 

Это может случиться раньше. Это может случиться позже. Но это случится. 

Я сижу в автокафе, держу ногу на педали тормоза, не отрываясь смотрю на затылки этих маленьких голов в «субурбане» передо мной и думаю, кому же из них он достанется. 

Знаю ли я точно, что если я нажму на гудок, кто-то из этих детей получит шлепок? 

Конечно, нет. 

Если результатом первого действия станет второе, будет ли в том действительно моя вина? 

Нет. Это абсурдно. 

Слегка. 

Если Лекси и её тридцать шесть братьев и сестёр растут в такой семье, где принято шлёпать детей, их и отшлёпают, не важно, как тихо они едят свой завтрак. Не важно, сколько водителей не нажмёт на гудок, чтобы поторопить Папашу, – ладони всё равно встретятся с щеками. 

Непременно.

Но я не хочу быть звеном в этой цепи. 

Поэтому я перестаю барабанить пальцами по рулю и не прикасаюсь к гудку. Я подожду свой утренний кофе ещё 5 минут. Я позволю Папаше – который, кстати, всё ещё смеётся, – проехать к окну выдачи тогда, когда он будет готов. 

Я не возражаю.         

Когда он снимается с места, я следую за ним, двигаясь намного медленнее 5 миль в час. Когда я останавливаюсь перед кассой, я нажимаю на тормоз так легко, что почти не ощущаю, что вообще затормозил. Или что я вообще ехал. 

У меня наготове купюры и точная сумма мелочью. 4 доллара 34 цента. Я протягиваю руку с зажатыми в кулаке деньгами к окну, оно открывается, и в нём показывается девочка-подросток с хвостиками в фирменной «макдоналдсовской» кепке и выцветшей парке. Она виновато улыбается, кивает в сторону стоящего передо мной «субурбана». Пожимает плечами. Говорит: «Извините, что вам пришлось ждать. Этот мужчина так долго копался, да?»







*****  
Ссылка на картинку после текста:

Другой перевод этого эссе можно найти в «Документах» здесь: https://vk.com/docs-829976 («МакДональдс», пер. Татьяна Курбатова)

No comments:

Post a Comment