Thursday, August 11, 2016

Концерт Kraftwerk в Осло 5.08.2016.



Kraftwerk 3D – “The Catalogue” – “Trans-Europe Express” 
Норвежский театр оперы и балета, 5 августа 2016 г.


Как писал в своей смешной статье про поездку в Дюссельдорф журналист Алексис Петридис, «если Kraftwerk  не идут ко мне, я сам пойду к Kraftwerk». Первый и последний раз немецкая группа приезжала с концертами в Россию 12 лет назад, и с тех пор ни одна промоутерская компания не решилась пригласить их к нам вновь – по непонятным причинам, хотя явно не потому, что здесь у них мало поклонников. Поэтому пришлось взять дело в свои руки и отправиться в Европу – чтобы услышать альбом про путешествие по Европе. 

Благодаря резкими формами из синеватого стекла и белого камня здание Норвежского театра оперы и балета кажется очень подходящим местом для концерта Kraftwerk. Ещё за час-полтора до начала шоу замечаю то там то тут среди публики, бродящей по его спускающейся прямо к воде крыше, людей в красном и чёрном (забавно и символично, что в Норвегии красно-чёрную форму носят также работники железной дороги) – сегодня дюссельдорфская группа играет здесь третий и четвёртый альбомы из ставшей уже традиционной в последние годы ретроспективы их «Каталога».

В разных местах фойе Оперного театра расставлены белые пластиковые цифры от одного до восьми с бледно-зелёной подсветкой по периметру, рядом с которыми фотографируются многие пришедшие на концерт. Когда останавливаешься напротив или двигаешься рядом, каждая цифра роботическим  голосом называет себя: “vier”, “fünf” и т.д. При желании можно «сыграть» что-то вроде замедленной версии “Numbers”. Эти интерактивные арт-объекты, напоминающие то ли о разработанном Kraftwerk компьютерном приложении ”Kling Klang Machine”, то ли об их световой перкуссионной установке из середины 70-х  – часть остроумной рекламы ретроспективы Kraftwerk в Осло*. 

Зал Оперного театра не слишком большой и довольно уютный, хотя и темноватый. На концерт собрались зрители разных национальностей (немало японцев) и возрастов – от ребят и девушек студенческого возраста до мужчин и женщин средних лет. Довольно много семейных пар, а вот детей практически нет. Существенная часть зрителей занимает места на балконах  – эти, наверное, специально решили своими глазами посмотреть, действительно ли Kraftwerk во время концертов проверяют электронную почту.

За 5-10 минут до начала действия из-за занавеса начинает звучать похожая на настройку электронного оркестра музыка. Затем погасает свет, раздаётся ритуальное приветствие “Meine Damen und Herren…”, резко открывается тёмный занавес, и…

Пожалуй, ни одной другой группе так не идёт 3D, как Kraftwerk – объёмные картинки и движущиеся изображения прекрасно компенсируют относительную статичность музыкантов на сцене. Более того, одетые в чёрные костюмы с чёткими белыми полосками, участники Kraftwerk сами кажутся похожими скорее на плоских, нарисованных и движущихся персонажей этого фильма-мультфильма, а не на живых людей. 

Смотреть на точно синхронизированное с музыкой 3D даже сквозь простенькие одноразовые очки – увлекательно. Так и хочется протянуть руку и дотронуться до летящих на тебя нот из “Europe Endless”, цифр из “Numbers”, руки робота-двойника из “The Robots”, увернуться от осколков стекла из “The Hall of Mirrors” и космического корабля из “Spacelab”, проводить взглядом проносящийся мимо скоростной поезд из “Trans-Europe Express”. В графике легко соединяются элементы прошлого и будущего, старые чёрно-белые кадры и яркая современная цифровая анимация, и свойственной Kraftwerk «агрессивной красоты» в этих объёмных образах ничуть не меньше, чем в самой музыке.

Из своих электронных консолей музыканты извлекают звук настолько громкий, что он отдаётся в груди и ногах, но при этом настолько чистый, что его легко слушать даже из первых рядов. Пожалуй, только в некоторых песнях (особенно в “Radio-Activity” и треках из 80-х-2000-х) мощный басовый бит начинает давить на уши. 

Фактически, это не столько ретроспектива конкретного альбома, сколько всего каталога группы, что, конечно, не может не радовать. Быстро разобравшись с “Trans-Europe Express” в первой четверти концерта, далее Kraftwerk сыграли в хронологической последовательности “Autobahn”, Geiger Counter + “Radio-Activity”, большую часть песен с “The Man-Machine” и  Computerworld”, “Tour de France” 83-го и 2003-го, а под конец обязательных “The Robots, неожиданную “Aerodynamik и всю первую сторону “Electric Cafe”.  

Не секрет, что концертные версии песен Kraftwerk отличаются от альбомных. Если в 70-е и даже в начале 80-х они ещё играли свои ключевые треки в их первоначальной альбомной длине, то сейчас большая часть песен была отредактирована до стандартных трёх-пяти минут: выброшены длинные инструментальные переходы между частями, (так, куплет про встречу с Дэвидом Боуи в “T.E.E.” отсутствовал), короткие треки склеены в триптих с длинными (“Endless Endless” + “Trans-Europe Express” + “Metal On Metal” в начале и “Boing Boom Tschak” + ”Techno Pop” + “Musique Non Stop” в конце). Исключение было сделано только для песен с “Tour de France Soundtracks” (как-никак, любимая тема). 

Если на альбомах Kraftwerk преобладает благородный элегический средний темп, на концерте они звучали значительно быстрее, динамичнее и агрессивнее. По мощности и драйву их безжалостный электронный звук и ритм не уступал гитарным рок-группам – но при этом никуда не делась красота их напевных мелодий. Все песни подверглись каким-то тонким изменениям в звуке, последовательности, аранжировках – но при этом остались абсолютно узнаваемыми. Музыка стала легче, «воздушнее» и подвижнее, слегка сгладились её философская задумчивость и глубина. Ни одна из песен не звучала устарело, наоборот, ритмы некоторых из них (“Computerlove”) казались даже слишком современными.

Песню про манекенщицу Kraftwerk почему-то исполнили на немецком, хотя всё остальное шоу шло на английском. А в «Радио-Активности» часть текста была спета по-японски, и на экране появились иероглифы.

В “The Robots” наблюдать за синхронизированными движениями четырёх пар роботов – на сцене и на экране – было действительно завораживающим зрелищем. Было в их медленных плавных жестах что-то почти религиозное, ритуальное.  

Спокойные скандинавские зрители реагировали совсем не сдержанно – после каждой песни энергично и долго аплодировали и (некоторые) даже от всей души кричали «У-У-У!», за что удостоились сдержанного “Thank you” от Ральфа Хюттера.

Сами люди-роботы ни на йоту не отступили от привычного имиджа и стиля, оставаясь в течение всего концерта молчаливыми, малоэмоциональными и сосредоточенными на своих машинах, хотя при этом довольно активно двигали ногами в такт музыке. Откровенно говоря, удержаться от этого было трудно и зрителям – со своих мест никто, кажется, не вскакивал, но качали головой и руками отбивали ритм многие. Настроенные на телепатическую связь электроды в головах музыкантов группы работают без сбоев – за два часа они почти никак не контактировали друг с другом визуально – лишь пару раз Ральф Хюттер оборачивался в сторону своих коллег и что-то им говорил.

Если честно, когда мне будет 69, я хотела бы иметь мастерство, увлечённость и пугающую энергию Ральфа Хюттера. Пусть за весь концерт он всего лишь раз улыбнулся (смотря на то, как его коллеги играют свои соло в “Musique Non Stop”), было всё равно заметно, что ему явно доставляет удовольствие петь и управлять этим колоссальным потоком сложносочинённых электронных созвучий и ритмов. 

Закончив своё мини-соло в “Musique Non Stop”и уходя со сцены, Хеннинг Шмитц указал рукой на Ральфа Хюттера, а тот, в свою очередь, уходя со сцены после своего соло, указал рукой на продолжающие играть музыку машины, словно напоминая зрителям, что здесь на самом деле главнее всех, и было в этом что-то глубоко символичное. Музыканты уходят, а музыка действительно “wird immer weiter gehen”. 
    
Так стоило ли ехать поездом и самолётом более чем за 3000 километров, тратить деньги и время, чтобы увидеть, как в течение двух часов четверо мужчин, троим из которых уже за шестьдесят, будут играть песни, написанные более тридцати лет назад? Да – без сомнения. Возможно, нет острой необходимости посещать концерты Kraftwerk много раз, (если только вы не хотите услышать вживую абсолютно все их песни – именно на это, кажется, и рассчитан маркетинговый ход группы: «не более одного билета и только на одно шоу “Каталога”») потому что они, в любом случае, имеют достаточно стандартный сценарий, но увидеть людей-машин из «Клинг-Кланга» своими глазами хотя бы однажды – это точно обязательно

Что прозвучало (порядок следования песен в средней части, вероятно, немного отличался):

Trans-Europe Express
Endless Endless
Europe Endless
Metal On Metal
The Hall of Mirrors
Showroom Dummies
*** 
Autobahn
Geiger Counter
Radio-Activity
Spacelab
Das Modell
The Man-Machine
Numbers
Computerworld I
Computerlove
Heimcomputer
Tour de France
Tour de France Étape I 
(могу ошибаться с номером «этапа»: до сих пор не очень хорошо их различаю)


***

The Robots
  
***
Aerodynamik
Boing Boom Tschak
Techno Pop
Musique Non Stop


*После концерта цифры в фойе уже стояли в ряд. Как сообщалось на информационном стенде рядом с ними, до определённого момента норвежские организаторы концертов «Каталога» не могли раскрывать публике ни имя артистов, ни место проведения концертов. Чтобы выйти из положения, они решили использовать какой-то символ, который был бы сразу понятен только поклонникам Kraftwerk, – так и возникла идея установить в разных местах Осло эти цифры, которые, чем меньше времени оставалось до ретроспективы, постепенно передвигались всё ближе к Оперному театру. 



No comments:

Post a Comment